МАНУСКРИПТЫ И АРТЕФАКТЫ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА КУЛЬТА ДРЕВНИХ

Предисловие автора статьи:

За последние 30 лет было издано множество версий Некрономикона и книг, претендующих на родство с ним. Официальная библиография насчитывает около 80 источников, не считая фэнтизийную прозу. Все они появились примерно в одно время и тут же обросли легендами и слухами, так что невозможно теперь понять, где редактор опирается на реальный материал, а где просто выдумывает весь текст. Мифы Кхтулху можно разделить на три течения: связанные с Некрономиконом Саймона, Хей-Вилсона и Рипеля. Но есть ли документы, существование которых доказано и признано учеными, не считая, конечно, шумерских таблиц? Есть ли тексты, написанные в Средневековье, которые можно связать с Культом Древних? Дошли ли до нас церемониальные предметы этого культа?

В данной статье я расскажу о двух таинственных предметах – зашифрованном манускрипте из библиотеки доктора Джона Ди и мече, несущем на себе печати Некрономикона.

TelAra (Serva A.G.)

 

ЧАСТЬ 1. МАНУСКРИПТ ВОЙНИЧА

Манускрипт ВойничаЭтот манускрипт – один из самых загадочных в мире. Он хранится в Йельской библиотеке среди других редких книг и насчитывает 235 страниц со множеством иллюстраций (растения, обнаженные женщины, астрологические таблицы и тому подобное). С момента открытия рукопись была в центре научного внимания, лучшие умы криптографии тратили десятилетия, пытаясь расшифровать ее.

Со временем таинственный манускрипт стали связывать с мифом о Некрономиконе, наверное, оттого, что люди не могли отыскать источник их обоих. Несмотря на неясность, которая всегда сопровождает Некрономикон, в этой статье прозвучат разные точки зрения на происхождение манускрипта Войнича и его отношение к Культу Древних.

 

История

Первые упоминания о манускрипте Войнича появляются во времена Рудольфа II (1552-1612). Рудольф был слабым правителем, наука, особенно алхимия, привлекали его больше, чем политика, а его двор в Праге стал пристанищем для ученых (в том числе астронома Кеплера) – и всевозможных шарлатанов. Именно тогда император купил рукопись у неизвестного человека за 600 дукатов – невероятная сумма за книгу, которую никто не мог прочесть.

Иллюстрации манускриптаВозможно, император считал ее работой Роджера Бэкона, великого мыслителя, основоположника экспериментальной науки. Он никогда не ладил с властями и почти всю жизнь провел в заточении по неизвестным причинам. Он вполне мог бы быть автором таинственного манускрипта, тем более, что современные исследователи относят его к концу 13 века. Однако подобная работа нигде не упоминается. Бэкон, вероятно, знал что-то о криптографии, но если манускрипт зашифрован, то это шифр куда более сложный, чем мог быть использован в 13 веке. На книге имеется надпись более простым кодом, которая указывает на Бэкона – но она может быть умной подделкой. Также, среди иллюстраций есть растения Нового Мира, о них Бэкон не мог знать.

Другой возможный автор этой рукописи - Джон Ди (1527-1608), доктор и чародей. Между 1584 и 1588 годами Ди посещал Прагу несколько раз как гость императора Рудольфа. Ди интересовался криптографией и имел в своей библиотеке работы Бэкона. Также он упоминал некое вознаграждение в 630 дукатов, полученное им во время путешествия в Прагу. Кстати, именно почерком Ди надписаны номера страниц, так что возможно, если он не был автором, именно из его рук книга попала к императору. Вспомним теперь, что Ди упоминается и как один из владельцев и переводчик уцелевшей копии Некрономикона…

После появления в Праге история манускрипта Войнича становится яснее. Он переходил от человека к человеку, начиная с главного ботаника Рудольфа II и заканчивая Иоанном Марци, который отослал его в 1666 г . Атанасиусу Кирчеру, что упомянуто во вложенном в книгу письме. «Эту книгу, полученную мной от своего близкого друга, я доверяю тебе, мой дорогой Атанасиус, ибо никто кроме тебя, не способен прочесть ее.» Тот безуспешно пытался расшифровать текст, а после его смерти манускрипт был утерян…и снова найден, но уже в 1912 г ., в библиотеке одного знатного дома Италии. Именно тогда он и получил свое название, по имени нового владельца – Вилфреда Войнича.

 

Теории расшифровки

Когда Войнич обнаружил рукопись, то подумал, что она уже была расшифрована, и разослал копии всем знакомым специалистам. Большинство из них были уверены, что очень быстро раскроют загадку древнего текста, но их ждало разочарование.

Первое из «решений» появилось в 1921 году, когда профессор Вильям Ньюболд (Университет Пенсильвании) объявил, что разгадка найдена. Согласно Ньюболду, каждый символ был преобразован из букв греческой скорописи. Эти микроскопические буковки были расшифрованы, после чего из них составлялись новые – путем повтора или слияния двух букв – затем они собирались в слова. Не слишком прозрачный процесс дешифровки окупался невероятными результатами – он доказывал, что Бэкон (Ньюболд считал автором именно его) обладал знаниями о фактах, лишь недавно открытых современной наукой.

Так, например, текст над следующей диаграммой по Ньболду означает следующее: «В вогнутом зеркале увидел я звезду в форме раковины… между центром Пегаса, поясом Андромеды и головой Кассиопеи». То есть, художник видел Туманность Андромеды.

Рисунок Галактики

По другой теории рисунок изображает нашу собственную галактику – Млечный Путь. Сходство со спектрографической картой не идеальное, но очень близкое. Судя по символам звезд и форме рисунка, это действительно какая-то спиралевидная галактика… Но откуда Бэкон (или другой средневековый ученый) мог знать об устройстве Вселенной?

Рисунок и наложенная схема

 

После смерти Ньюболда у других ученых появились сомнения относительно сделанных им выводов. Так Джон Мэнли заявил, что увиденные буквы греческой скорописи на самом деле результат выцветания или повреждения чернил. Но даже если бы эти символы существовали, пользуясь методом Ньюболда, можно было составить сотни возможных переводов текста. А те фрагменты, что он якобы расшифровал, содержат ряд исторических неточностей и скорее лишь плод его воображения (кстати, распространено мнение, что Ньюболд в конце жизни сошел с ума и причиной тому стал злосчастный манускрипт).

Со временем появились и другие теории. Джозеф Фили разгадывал подписи к рисункам (212 страниц содержат их) и предположил, что изначально текст был написан на вульгате. Лайонелл Стронг считал, что основным языком послужил средневековый английский. Лео Левитов заявил, что текст не зашифрован, а является единственным примером некого поли-языка вроде эсперанто, а книга содержит ритуальное руководство секты еретиков. Но так или иначе ни одна версия не была признана окончательной.

Войнич скончался в 1930 году, и еще 30 лет манускриптом владела его вдова. Затем через совладельца А.М. Нилла он был продан Ганцу Краусу. Не сумев найти покупателя, тот передал его Йельской библиотеке.

Современное компьютерное исследование нисколько не приблизило нас к разгадке. Оказалось, что внутри текста существует два языка (или диалекта); их назвали Войнич-А и Войнич-В. Другим открытием стала необычайно низкая энтропия, подобной которой нет в человеческих языках, кроме нескольких полинезийских (чем ниже энтропия, тем чаще встречаются повторы фраз и слов). Остается вопросом, была ли энтропия естественной или ее умышленно внес автор шифра. Но зачем ему это понадобилось? Возможно, в этой рукописи вообще нет смысла или она своеобразное произведение искусства? Читатель может сам присоединиться к исследователям, поскольку сейчас, благодаря Интернету, таинственная рукопись открыта для всеобщего изучения. The actual Voynich manuscript

 

Манускрипт Войнича и Некрономикон

Связь между этими документами сначала предположил Колин Вилсон, английский писатель и критик, классик жанра ужасов. Впервые он упоминает манускрипт Войнича в рассказе «Возвращение Ллойгора». Один из героев «Возвращения» - профессор Поль Лэнг из университета Вирджинии, которому в руки попадает Манускрипт Войнича. Он обнаруживает, что книга написана на арабском алфавите, и переводит название как «общее научное описание вселенной», т.е. средневековые представления о магии, теологии и астрономии. Профессор Лэнг ничего не знал о Некрономиконе (в рассказе он и находка Войнича – один документ) и удивился, услышав о том, что Лавкрафт его выдумал. Он находит совпадения в произведениях Лавкрафта и Мейчена, приходя к мысли – оба фантаста читали таинственный манускрипт. Мэйчен мог видеть его в Леоне или Париже, в кругу французских сатанистов… Лэнг отправляется на поиски и вступает в битву с неведомыми созданиями, прозванными «ллойгор».

Вероятно, идея объединить эти две рукописи возникла у Вилсона в связи с Джоном Ди. Он мог быть и таинственным хранителем манускрипта Войнича, и переводчиком латинской копии Некрономикона, и компилятором этих работ. Возможно, где-то среди зашифрованных манускриптов хранится версия Ди, соединившая информацию из обоих источников. Или Вилсон прав – это один и тот же текст?

Писатель возвращается к Некрономикону/Манускрипту Войнича в рассказе «Философский камень». Его герои, Лестер и Литтлвэй, хотят развить свои физические возможности для того, чтобы преодолеть старение и открыть новую эру эволюции человечества. Как только удается достичь каких-либо результатов, все вокруг ополчаются против них. Лестер понимает, что в этом виноват контроль иных, более могущественных существ – Великих Древних, и выходит на легенду о Некрономиконе. Попытка проследить за слугой Древних ведет его к Филадельфии и загадочному манускрипту, который хоть и не Некрономикон, но содержит много информации оттуда. С его помощью (даже не переводя содержание!) можно потревожить сон Великих Древних и призвать их на землю.

Благодаря распространению рассказов Вилсона и его умению соединить предположение и реальный факт, легенда о том, что манускрипт Войнича и есть Некрономикон (или что-то очень близкое) приобрела популярность в определенных кругах.

Кроме сказанного выше, напомню, что именно Вилсон является соавтором «Liber Logaeth» (а также «R'lyeh text»), английской редакции Некрономикона. Ее составил Джорж Хэй, основываясь на переводе и дешифровке документов из библиотеки все того же Джона Ди. Предположительно, среди средневековых рукописей были найдены некие письма и таблицы, скрывавшие отрывки из настоящего Некрономикона. Сложно судить, был ли Дж. Хэй и его группа вдохновлены находкой Войнича, но какая-то связь все же существует. Даже если не удалось раскрыть шифр текста, рисунки и диаграммы вполне можно понять, а значит, и использовать для сочинения нового «таинственного манускрипта», часть которого получится правдой.

 

ЧАСТЬ 2. МЕЧ НЕКРОНОМИКОНА

В этом разделе речь пойдет о другой ветви мифов Ктулху, о редакции Саймона. Как известно, Саймон не только перевел и опубликовал свою версию Некрономикона, но и создал оккультное течение в Соединенных Штатах, практикующее описанные ритуалы. Один из его последователей, Джей Соломон (взявший псевдоним Yaj Nomolos , S. P.), выпустил брошюру «A History of the Necronomicon and the Sword» (изд. Magical Childe , New York ), которая весьма отличается от других комментариев к редакции Саймона – «Магия Некрономикона», «Шаги» и т.п. Она включает эссе Лавкрафта «История Некрономикона», отрывки из книги Вагнера о ритуальном оружии и тексте, озаглавленном «Меч Некрономикона».

 

Описание

Дж. Соломон утверждает, что открыл мистическое оружие, на котором изображены сигили из Некрономикона, впервые появившиеся в Средневековье (автор утверждает, что это именно так, хотя и не соответствует шумерскому происхождению самого текста).

Имеются ввиду четыре центральных сигиля с мандала вызова:

Мандал Вызова

Мандал Вызова

Сигили на мече

Изображение на мече

 

Соломон утверждает, что существование меча 18 века доказывает историческую подлинность Некрономикона, поскольку предшествует и творчеству Лавкрафта, и появлению книги Саймона.

Он описывает оружие как «довольно тяжелую одноручную саблю с D-образной гардой, немецкого происхождения, первой половины 18 века». Ее клинок 22 дюймов в длину и 2 дюймов в ширину выкован из углеродистой стали. Рукоять и гарда украшены сценами псовой охоты на оленя и кабана. Автор утверждает, что гравировка использует магические символы древних культов, сохранившие и по сей день свою силу, однако наиболее важны для нас четыре фигуры, изображенные на клинке – это перевернутые сигили, которые вы видите на четырех внешних квадратах мандала.

Кроме того, Соломон приглашает всех желающих познакомиться с его находкой в Оккультной Империи Аллентауна (Пенсильвания), где она демонстрируется наряду с другими экспонатами.

 

Мнение эксперта

Джон Виздом Гонс III уже давно сотрудничает с проектом Necronomicon Files (к сожалению, «мертвым» около двух лет), он работает со многими коллекционерами оружия (например, Дэном Филипсом, Роем Коксом) и консультирует организаторов выставок (например, Майкла Фримана). Разоблачив много подделок (в том числе касающихся Некрономикона), Гонс крайне критично относится к любому экспонату. Вот что он пишет относительно меча Джея Соломона:

«Я верю, что это какой-то нигде не упоминавшийся немецкий охотничий меч, типичный для выпускавшихся в 18 веке. Это не «сабля», а что-то вроде «кортика», формы, популярной с 17 по первую половину 18 века. Изображения гончих, преследующих оленя, свидетельствуют о том, что меч принадлежал знатному человеку, увлекавшемуся охотой.

Возможно, клинок был сломан, хотя у кортиков он всегда довольно короткий. Рукоять из орешника и медная гарда говорят о том, что меч был сравнительно дешевым. Более дорогое и благородное оружие украшалось золотом или серебром, а рукоять могла быть выточена из слоновой кости. Меч не соответствует известным оккультным традициям изготовления оружия, поэтому вряд ли был специально сделан для ритуальной работы, но он вполне мог быть дополнен и использован в каком-нибудь магическом эксперименте.

Что касается символов на клинке, их можно рассматривать не только относительно Некрономикона. Если перевернуть верхнюю фигуру (чтобы она выглядела, как на мече), то мы получим нечто очень похожее на знак Юпитера – типичную армейскую гравировку, выполнявшуюся для привлечения удачи. Вторая фигура напоминает метку бельгийского города Лиге. Третья, в форме буквы Е, встречается на многих мечах и интерпретируется Вагнером как неизвестный магический символ. Последняя фигура весьма похожа на гравировку баварской пехотной сабли 18 века.

Ни на одной средневековой сабле нет этих символов - они не использовались в Средние Века или Эпоху Возрождения, но появились откуда-то в середине 18 века. Хотя, возможно, их магическое предназначение - принести хозяину удачу, сигили отличаются от тех, что украшают церемониальное и военное оружие. Безусловно, среди гравировок военных мечей встречаются «талисманы», делающие их непобедимыми, но до конца 16 века с этой целью не использовали астрологические знаки и личное клеймо изготовителя. Поскольку меч выкован в эпоху «забытой магии», его мотивы скорее носят декоративный характер или восходят к символам 17 века, значение которых кузнец не понимал.

Я считаю, что существование этого меча никак не доказывает древность и подлинность Некрономикона Саймона. Дж. Соломон, очевидно, не слишком хорошо знаком с историей оружия, так же как Саймон игнорирует историю металлургии, утверждая, что печати Нергала и Мардука должны быть изготовлены из железа и латуни, металлов, неизвестных древним шумерам».

Несмотря на столь критичную оценку, эксперт не исключает возможности магического прошлого у этого меча. Непременно найдутся люди, которые станут отрицать его родство с Некрономиконом; найдутся и те, кто станет почитать меч за святыню – реальное и единственное свидетельство «долавкрафтианского» Культа Древних. Я допускаю, что изначально оружие принадлежежало заядлому охотнику из небогатого дворянства, и лишь позже его приспособили для проведения ритуалов Вызова, нанеся изображения на клинок. Но замечу, что орешник в европейской оккульстной традиции считался особенным деревом (из него даже изготовлись волшебные палочки, посохи и жезлы), а медь издавна рекомендуется для церемоний Вызова как символ Богини-Защитницы. Так в редакции Саймона упоминается медный кинжал Инанны, и эта традиция могла появиться именно в Средневековье, когда медь ассоциировалась с планетой Венера.

 

В статье были использованы материалы следующих авторов: Daniel Harms, John Wisdom Gonce III, John Baez, Jim Reeds и сайта World Mysteries.com

 

Serva A.G.

Вернуться к оглавлению рубрики


Главная страница сайта ASatan